Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



ЕГЭ. Задание 27. Материал к историческому сочинению. Евгений Максимович Примаков.

 примаковЕвгений Максимович Примаков (1929-2015).

 

Варианты заданий.

Вариант 1.

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

  • политика России в 1991-1999 гг.

 

Вариант 2.

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

  • Б.Н. Ельцин.

Одним из ярких государственных деятелей периода правления Б.Н. Ельцина был Е.М. Примаков.

Материал, который можно использовать в сочинении по периоду 1991 -1999 гг. – периоду правления Б.Н. Ельцина.

Евгений Максимович Примаков - видный советский и российский политический и государственный деятель, экономист:

  • министр иностранных дел РФ (9 января 1996 — 11 сентября 1998).
  • председатель Правительства РФ (11 сентября 1998 – 12 мая 1999).

 

Деятельность Е.М. Примакова на посту министра иностранных дел.

Е.М. Примаков возглавил МИД РФ в тот период ,когда Россия столкнулась с беспрецедентным количеством угроз с момента распада Советского Союза: расширение НАТО на восток,

  • война в Чечне, превратившаяся в длительное кровавое противостояние,
  • распространение терроризма и бандитизма,
  • высокая вероятность этнических конфликтов в странах СНГ, особенно на Кавказе, в Молдове и в Центральной Азии.

Запад воспринимал Россию, как источник новых угроз и пренебрегал отношениями с ней. Всё это порождало чувство незащищённости и страха у населения.

Концепция проведения внешней политики строилась на двух основных положениях:

интеграция стран на постсоветском пространстве под руководством Москвы;
сдерживание однополярных амбиций США в коалиции с другими государствами

Конкретные действия Е.М. Примакова.

1997 год. Принятие «Концепции национальной безопасности страны», в подготовке которой большую роль сыграл Е.М. Примаков. Концепция определяла Россию, как «влиятельную европейскую и азиатскую державу», которая состояла в «равных партнёрских отношениях» с остальными державами и держала равную дистанцию, как от Запада, так и Востока.

По Концепции политика по отношению к Западу основывалась на двух основных элементах:

• опора на Совет безопасности ООН, как на центральный орган управления мировой политикой;
• сближение с Китаем, Индией, Ираном и другими странами Востока для достижения равновесия сил и сдерживания амбиций Запада.

Министр объявил своей целью адаптацию России к новым реалиям, путём установления прочных дипломатических отношений с НАТО и тем самым ликвидацию потенциальной угрозы.

1997 год. Подписание документа под названием «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО». На практике же этот документ не внёс ощутимых изменений в международную ситуацию, и в отношения России-НАТО в частности.

Отношения с ближневосточными странами и представителями Азиатско-Тихоокеанского региона.

При Е.М. Примакове  были налажены отношения со многими бывшими союзниками СССР, России удалось резко поднять объёмы продажи вооружений и значительно пополнить собственный бюджет. Особую роль в этом направлении Российской политики играли страны, в которых Е.М. Примаков видел будущих региональных лидеров в многополярном мире, а именно, Китай, Индия и Иран.

Россия и Китай.

Сотрудничество с Китаем было необходимо, ведь с ним Россия имеет общую границу протяжённостью 4300 километров, и эта страна уже второе десятилетие демонстрировало очень внушительные темпы экономического роста. Также Китай был главным покупателем российских вооружений, его армия почти на все 100% состояла из продуктов российского ВПК. Китай, как и Россия, был активным сторонником многополярного мира, и также прикладывал заметные усилия для сдерживания гегемонии США.

в 1997 г. была подписана «Совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка». С этого момента страны начали координировать реакцию на разнообразные события, которые, по мнению этих двух стран, представляли угрозу их интересам и построению многополярного мира.

Но, несмотря на все эти успехи, отношения РФ и КНР не могли пока называться стратегическим партнёрством, так как растущая мощь Китая пугала многих представителей российской элиты и тормозила развитие двусторонних отношений возникновением всяческих подозрений.

Россия и Иран.


Политика Е.М. Примакова по отношению к Ирану тоже была неоднозначной. С одной стороны министр видел в этой стране стратегического союзника в регионе, но с другой, не хотел его чрезмерного усиление, а также не хотел портить отношения с США, которые заявляли о том, что Иран занимается созданием ядерного оружия. Таким образом, Иранская стратегия Е.М. Примакова заключалось на выдерживании баланса между активным экономическим сотрудничеством с Ираном и ухудшением отношений с США.

Россия и Индия.


Дипломатия по отношению к Индии тоже ставила своей целью установление стратегического партнёрства. Основу для этого правящие круги видели в использовании старых советских связей по перевооружения Индии. Во многом это удалось, в 1997 и 1998 годах Индия и Россия заключила несколько многомиллиардных контрактов на закупку вооружений, что сильно улучшило отношение двух стран.

Итоги внешней политики России под руководством Е.М. Примакова.

Позитивные итоги.

Проводимая Е.М.Примаковым внешняя политика, получила название «доктрины Примакова». С именем Примакова связывается переход России от атлантизма (сближение интересов Северной Америки и Европы) к курсу на многовекторную внешнюю политику.

Основным успехом внешней политики России на протяжении работы Е.М. Примакова как министром иностранных дел, так и премьер-министром, было резкое улучшение обстановки в сфере безопасности. Это предотвращение множества этнических конфликтов и стабилизация обстановки на постсоветском пространстве, но также и создание механизма постоянных консультаций с НАТО, а также письменные обязательства не развёртывать ядерное оружие и новые значительные группировки войск на территории стран-членов.

Примаков выступал за продолжение развития отношений России со странами Европы и Северной Америки, сохраняя за Россией право проводить независимую внешнюю политику в Китае, Южной Азии, на Ближнем Востоке.

Примаков первым предложил укрепить взаимное сотрудничество между Россией, Индией и Китаем, что стало основой для БРИКС (это группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, Китая,  ЮАР).

Примаков смог остановить отток молодых дипломатических кадров из внешнеполитического ведомства, он добился освобождения дипломатов от прохождения срочной военной службы и выплаты надбавок за сохранение государственной тайны.

При Примакове здание на Смоленской площади было передано в полное распоряжение Министерства иностранных дел, до этого в здании всегда располагались и другие ведомства].

Будучи на этом посту Примаков «вернул внешней политике России и её дипслужбе достоинство».

Выросло геополитическое влияние России в мире, благодаря проведению курса на сближение с другими крупными державами Азии и Ближнего Востока, эта последовательная политика усиления России всё больше пользовалась поддержкой населения.

 

Недостатки.


Но имелись и значительные недостатки, а именно, Е.М. Примаков не уделял должного внимания проблеме повышения благосостояния населения, и активное ведение геополитики только отнимало всё больше средств у социального сектора в пользу «великодержавного сдерживания».

Также интеграция на территории бывшего Союза возродило опасения многих лидеров о возвращении России к имперской политике, что сильно препятствовало дальнейшей интеграции.

Государственники у власти также не уделяли необходимого внимания привлечению иностранных инвестиций для развития российской экономики, а это лишь ускоряло стагнацию разрушенной экономики.

 

Таким образом, проводимый Е.М. Примаковым курс не очень сочетался с российской действительностью, он был бы значительно более эффективен, если бы Россия обладала сильной и развитой экономикой, что позволяло бы реализовать все поставленные министром геополитические цели.

 

Глава Правительства.

Ситуация в Югославии.

В марте 1999г. НАТО была начата воздушная бомбардировка Белграда.

 Е.М. Примаков до проведения бомбовых ударов войск НАТО по Белграду следовал политике прагматичного сотрудничества со странами альянса, стараясь смягчить разногласия по данному вопросу и предостеречь представителей альянса от решительных действий против боснийских сербов. Но решение НАТО в резко изменило характер взаимоотношений РФ и альянса.

Россия заявила о том, что агрессия НАТО нарушила юрисдикцию ООН и нормы Хельсинского Акта о сохранении суверенитета. РФ также прекратила своё участие в «Основополагающем акте», вывела военную миссию из Брюсселя и приказала представителям НАТО покинуть Россию. В конечном итоге, Россия стала посредником в конфликте и добилась возложения главенствующей роли в послевоенном урегулировании на ООН, но так и не смогла предотвратить примирения на условиях западных стран.

Информация.

24 марта 1999 года Примаков направлялся в Вашингтон с официальным визитом. Над Атлантикой он узнал по телефону от вице-президента США Альберта Гора, что НАТО приняло решение бомбить Югославию. Примаков решил отменить визит, распорядился развернуть самолёт прямо над океаном («петля Примакова») и вернулся в Москву.

Примаков фактически отказался от заключения кредитных договоров на 15 млрд долларов США, которые могли помочь восстановиться экономике России. Примаковский «разворот над Атлантикой», по мнению многих политологов, не только явился центральным событием его политической и премьерской биографии, но и вошёл в историю как символ поворота от  ельцинской  к новой многовекторной  внешней политике  был поступком, «ставшим предтечей всей путинской внешней политики.

12 мая 1999 года Примаков, пробыв на посту председателя правительства 8 месяцев, был отправлен президентом Ельциным в отставку. Официально отставка объяснялась замедлением реформ и необходимостью придать им новый импульс. Однако, по мнению политологов, Ельцин связывал с Примаковым попытки организации импичмента Президенту, планы самому баллотироваться на пост главы государства в 2000 году

Отставка Примакова была встречена населением резко отрицательно: 81 % не одобрял. При этом большинство опрошенных выразили мнение, что правительству Примакова удалось добиться экономической и политической стабилизации в России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Яндекс.Метрика