Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



ЕГЭ. История. Задание 29. Сочинение в формате ЕГЭ. 1801-июнь 1812 г.

ПЕРИОД:1801- июнь 1812 г.

1

1.Краткая характеристика периода.

Данный период – это правление Александра I до войны 1812. Он характеризуется проведением ряда либеральных преобразований.

2.Яркие события периода.

Создание министерств, введение военных поселений, дальнейшее развитие образования, в частности, открытие Царскосельского лицея   и многие другие события.

  1. 1-ое направление политики: реформирование армии.

Причины:

— необходимость укрепления боеспособности страны в связи   угрозой войн с Наполеоном;

— сокращение расходов на содержание армии.

Роль личности.

А_2

Важную роль в  данном процессе играл А.А. Аракчеев, занимавший пост военного министра. Он проводил реформы в армии: было пересмотрено комплектование и обучение строевого состава, изменена организация армии, особое значение он уделялось артиллерии, т.к. А. Аракчеев считал, что от неё во многом зависит исход боя. Суть его преобразование- обеспечение русской артиллерии высокого технического уровня и самостоятельности на поле битвы. Кроме того, с 1810 года создавались военные поседения, которые с 1817 года возглавлял А.А. Аракчеев. Это должно было существенно сократить военные расходы, так как часть пехоты и кавалерии в мирное время занималась сельскохозяйственным трудом, обеспечивая тем самих себя. А.А. Аракчеев был предан царю, исполнительный, инициативный, исполнительный, имел высокие организаторские способности

Следствие.

— Значительно усилилась боеспособность армии, что показала победа в войне с Францией 1812 года.

— Некоторые сокращения расходов на армию произошли, однако усилилась социальная напряженность, недовольство в военных поселениях казарменным положением семей солдат, что в будущем привело к ряду серьезных выступлений.

 

 

  1. 2-ое направление политики: Совершенствование системы государственного управления.

Причины:

— необходимость реорганизации органов власти, так как старые не отвечали требованиям изменяющегося времени;

— стремление императора к проведению либеральных реформ под воздействием членов «Негласного комитета», желание идти в ногу с Западом.

Роль личности.

н2

Серьёзным изменением в государственном управлении стала замена коллегий на министерства в 1802 году, что усиливало ответственность министров за их деятельность.

Важную роль в данном процессе играл М.М. Сперанский, бывший ближайшим советником императора, занимая пост государственного секретаря. Это был умный, образованный человек своего времени, дальновидный политик, понимающий, что ограничение самодержавия, разделение властей стало бы шагом в развитии страны. Однако его взгляды были ещё несвоевременны. Он предложил проект реформ – «Введение к уложению государственных законов», суть которых сводилась к установлению в России ограниченной монархии. Однако Александр не поддержал М. Сперанского, лишь в 1810 году, по его проекту, был создан Государственный совет – высший законосовещательный орган при императоре. Кроме того, многие взгляды М. Сперанского взгляды были ещё несвоевременны, что стало причиной его ссылки в 1812 году.

Следствие.

— Создание министерств, Государственного совета значительно укрепило систему государственного управления Российской империи. Такой порядок власти просуществовал вплоть до свержения царизм в 1917 г.

— Реформирование государственной системы способствовало укреплению международного авторитета России.

5.Взаимосвязь событий.

Реформирование армии, совершенствование системы государственного управления- эти да процесса взаимосвязаны, так как способствовали укреплению страны, усилению самодержавия, повышению международного авторитета Российской империи.

  1. Итоги периода, точки зрения на него, влияние на ход последующего развития России.

Деятельность Александра I в данный период оценивается историками неоднозначно. С одной стороны, отмечается ряд серьёзных либеральных преобразований. Кроме выше перечисленных явлений и событий можно назвать попытку решения крестьянского вопроса (Указ о вольных хлебопашцах 1803 года), дальнейшее развитие экономики (создание системы каналов, например), развитие образования (открытие в 1811  году Царскосельского лицея). Это и расширение территории (присоединение Финляндии про Фридрихсгамскому миру) и другое.

С другой стороны, многие прогрессивные проекты преобразований не были реализованы, да и проведённые реформы носили незавершённый, половинчатый характер. Осложнилась и обстановка с Францией, позорным стало поражение под Аустерлицем в составе союзных воск.

Но, несомненно, император стремился начать реформирование страны, делал определённые попытки. Некоторые из них привели к серьёзным положительным результатам. Так, реформа армии во многом предопределила победу в войне 1812 года.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

Яндекс.Метрика