Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



ЕГЭ. История .Историческое сочинение. Личности периода правления Александра II. Карточка- подсказка.

 

 

 

 

Личности
Направление деятельности правителя.
Главное о роли личности в данный период.
П.А. Валуев
(1814-1890)

валуев

 

 

Направление внутренней политики: проведение «великих реформ» во всех сферах жизни общества с целью укрепления самодержавия и государства и развития страны по прогрессивному пути. 

 

П.А. Валуев при Александре II занимал важные государственные посты. Он был министром внутренних дел в 1861-1868 гг., а также председателем Кабинета министров в 1879- 1881 гг. Именно под его руководством были подготовлены и проведены земская (1864 г.) ицензурная (1865 г) реформа. Земская реформа, по его мнению, должна была «дать пищу внутренней активности общества».  Валуев добился передачи цензуры в ведение Министерства внутренних дел (1862), руководил разработкой «Временных правил о печати» (1865). Он был автором проекта учреждения при Государственном совете съезда государственных гласных (представителей земств и городов) с совещательным голосом при соблюдении полной самодержавной власти. Он считал, что самодержавная власть должна иметь широкую социальную опору. Но проект не был реализован.

Кстати, именно он был инициатором всесословной воинской повинности.

П.А. Валуев выражал интересы консервативного дворянства, но понимал необходимость реформ, некоторых уступок для сохранения незыблемости самодержавия.

Таким образом, П. Валуев был значительной фигурой в окружении императора.

А.В. Головнин
(1821-1886)

головнин

Направление внутренней  политики : дальнейшее развитие народного просвещения в России.

 

В 1861-1866 гг. А.В. Головнин был министром народного просвещения и членом Госсовета. Его заботами расходы на просвещения в стране увеличились почти вдвое. Он был автором и инициатором нового университетского устава 1863 г., для подготовки которого использовал опыт западноевропейских стран. Устав значительно расширил автономию университетов, множил число кафедр, увеличил средства на университетские библиотеки. Характерной чертой деятельности министерства народного просвещения под управлением Головнина была широкая гласность, привлекавшая образованное общество к обсуждению важнейших мероприятий министерства.Таким образом, А.В. Головнин внёс значительный вклад в дальнейшее развитие просвещения в России.

А.М. Горчаков
(1798-1883)

горчак4ов

Направление внешней политики: дальнейшее усиление международных позиций России. 

 

А.М. Горчаков долгое время возглавлял министерство иностранных дел, в 1856- 1888 гг., то есть во всё правление императора Александра 2 именно он во многом определял внешнюю политику страны. Это был один из крупнейших дипломатов 19-го века. Благодаря его действиям были отменены кабальные условия Парижского мира по итогам Крымской войны, он добился подписания конвенции, позволившей России иметь на Чёрном море военный флот и строить военно-морские базы.А.М. Горчаков был ярый противник всяких революций, критически относясь к революции во Франции в 1848 г.

Сыграл значительную роль при заключении в 1873 году «Союза трёх императоров» между Россией, Германией и Австро-Венгрией.

А.М .Горчаков прекрасно понимал, что осуществлять важные внешнеполитические задачи возможно, если есть люди, способные это сделать. Поэтому важную роль отводил кадровой политике министерства, усилил ответственность руководителей, уменьшил мелочную опеку над ними.

Наделённый способностью быстро определять соотношение сил в международной обстановке, А.М. Горчаков добился ряда дипломатических успехов, которые создали ему европейский авторитет. Однако были и неудачи в его политике, например, снижение авторитета России после Берлинского конгресса 1878 г. по итогам войны с Турцией.

Таким образом, роль А.М. Горчакова в проведении Россией внешней политики несомненно велика. Ведь более 30 лет именно он возглавлял иностранное ведомство и подписывал важнейшие международные документы.

 

И.В. Гурко
(1828-1901)

гурко

Направление внешней политики: укрепление внешнеполитических позиций России.

 

И.В. Гурко – один из видных государственных и военных деятелей России периода правления Александра 2.Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., командуя передовым отрядом, перешёл Балканы; герой Плевны, занял Андрианополь и Филиппополь. Смелый, решительный, инициативный, дальновидный стратег, он играл важную роль в победах в данной войне. Не случайно его называли «Генерал «Вперёд!» и Железный Генерал. Особенно был примечателен поход через Балканские горы. Этот переход определил судьбу войны в пользу России. После войны он был генерал- губернатором Санкт-Петербурга, Одессы, командующим войскам Варшавского военного округа.Такие люди, как  И.В. Гурко, приносящие победы и славу России,- её гордость.

С.И. Зарудный
(1821-1887)

зарудный

Направление внутренней политики: совершенствование судебной системы в России. 

 

С.И. Зарудный- государственный деятель, сенатор. Учёный- юрист, он был одним из авторов судебной реформы 1864 г. Зарудный занимался разработкой вопросов судоустройства и судопроизводства в России и за границей. Явился одним из главных составителей «Судебных Уставов Императора Александра II». В 1857 году он ездил в командировку по странам Европы с целью изучения их судебной системы и считал, что Россия не должна слепо копировать опыт зарубежных стран. Под его руководством были составлены и разработаны «Соображения и основные положения о гражданском и уголовном судопроизводстве», среди положений которых было: полное отделение власти судебной от законодательной и исполнительной, несменяемость судей, самостоятельность адвокатуры, решение уголовных дел судом присяжных, не исключая и дел политических и литературных. Он привёл в порядок «Дело о преобразовании судебной части в России» (в 74 томах).

Таким образом, роль С.И. Зарудного в проведении в России в 1864 году судебной реформы велика. Реформа была в то время одной из передовых в Европе.

М.Т. Лорис-Меликов
(1825-1888)

лорис

Направление внутренней политики: укрепление самодержавия, борьба с революционными волнениями путём проведения либеральной политики.

 

 Государственный деятель, с 1880 г. – шеф жандармов, министр внутренних дел. Он вёл беспощадную борьбу с революционным движением. Он считал, что нараставшее революционное движение можно успокоить либеральным небольшим уступками. Так при нём была несколько ослаблена цензура, упразднено 3 отделение, снижены выкупные платежи, обеспечивались условия для переселения крестьян, вводилось крестьянское самоуправление, хотя и очень ограниченное. Земство он считал единственной общественной сила, могущей стать для власти несокрушимой опорой. Планы М..Т. Лорис-Меликова по созданию представительного органа с законосовещательным функциями  назывались в обществе «Конституций», хотя им не дано было сбыться после убийства императора.

Таким образом. М.Т.Лорис-Меликов пытался вести политику, соответствующую изменяющимся общественным условиям -либеральную в своей основе, но  поддерживающую  самодержавную власть.

 

Д.А. Милютин
(1816-1912)

нм

Направление внутренней политики: усиление военной и оборонной мощи России, повышение международного авторитета страны.

 

 Д.А. Милютин – государственный деятель, целых 20 лет (с 1861-1881 гг.) возглавлял военное министерство. Подготовил и провёл ряд важнейших реформ в армии. Было реорганизовано устройство и управление армией, усилено техническое оснащение войск, был улучшен быт солдат, начато обучение их грамоте. Преобразования коснулись и средних и высших военных школ, кадетские корпуса были заменены военными гимназиями., были учреждены юнкерские училища. В 1867 году он выработал военно-судебный устав, в основе которого —  принципы гласности и состязательности сторон. Именно он был одним инициаторов введения в 1874 году всеобщей воинской повинности.

Таким образом, военная реформа, проводимая под руководством Д.А. Милютина, значительно усилила военный потенциал России, что проявилось во время войны с Турцией в 1877-1878 гг.

Н.А. Милютин
(1818-1872)

нмил

 

Направление внутренней политики: проведение крестьянской реформы, отмена крепостного права. 

 

Н.А. Милютин- государственный деятель, товарищ министра внутренних дел (то есть его заместитель) в 1859-1861 гг. Именно он фактически руководил подготовкой и проведением крестьянской реформы. Свои взгляды в середине 1850-х годов он в «Записке» об освобождении крестьян в имении тетки Александра II великой княгини Елены Павловны. Ведущая идея «Записки» состояла в том, что крестьяне должны освобождаться с земельным наделом, который они выкупают в собственность. Он сыграл видную роль в работе Редакционных комиссий (1859—1860), непосредственно готовивших крестьянскую реформу. Его политическое кредо было выражено словами: «реформа у нас может быть произведена только властью» и «сильная власть не исключает ни личной свободы граждан, ни самоуправления». Он большое внимание уделял местному самоуправлению, считая, что именно через него народ может приобщиться к политической и экономической жизни страны.

Таим образом, роль Н.А. Милютина, брата военного министра Д.А. Милютина, в разработке основных положений крестьянской реформы 1861 года велика.

М.Д. Скобелев
(1843-1882)

скоб

Направление внешней политики: усиление международного авторитета России, расширение территории. 

 

М.Д. Скобелев-генерал, участник завоеваний Средней Азии- Туркестана, Хивы и Коканда в 1864-1872 гг.. В годы войны с Турцией в 1877-1878гг. успешно командовал отрядом под Плевной и на Шипке, участвовал в освобождении Болгарии от турецкого ига. Он отличался исключительной храбростью, личным примером воодушевлял солдат, о его полководческом таланте слагались легенды. Талантливый военачальник, противник телесных наказаний, заботившийся об обучении и достойном быте армии, продолжатель суворовских традиций, М.Д.Скобелев пользовался огромной популярностью.

Таким образом, роль М.Д. Скобелева во многих военных победах России велика.

 

Д.А. Толстой
(1823-1889)

да

 

Направление внутренней политики: укрепление самодержавия через систему народного образования, дальнейшее развитие народного просвещения в России. 

 

Д.А. Толстой-государственный деятель, член Госсовета, с 1865-1880- обер-прокурор Синода. С 1866 г.- одновременно министр народного просвещения. В 1871 году он провёл гимназическую реформу, обеспечивающую преобладание классического образования. При нём было открыто несколько институтов, Московские женские высшие курсы, лицеи, училища. Однако именно при нём произошло значительное усиление контроля в системе народного образования (особенно после покушения на императора в 1866 г. Д. Каракозова). Реформа образования 1871 года призвана была уничтожить какую бы то ни было самостоятельность мысли учащихся. Вводились вместо общеобразовательных предметов исчезнувшие языки (латинский и греческий) , чётко соблюдался сословный принцип обучения: для выходцев из простого народа- церковноприходские школы, для детей купцов и промышленников- реальные училища, а для дворян- классические училища и университеты. Он же был противником высшего женского образования.

Таким образом, в лице Д.А. Толстого император видел сильную поддержку его самодержавной власти.

 

Примечание:

  • Смотрите на сноски, на данном сайте есть исторические портреты некоторых данных деятелей, используйте информацию на сайте.
  • Подобная карточка- подсказка , думаю, поможет при подготовке к написанию исторического сочинения. В ней дано конкретное направление деятельности царя, которое вы будете описывать, и чётко определена роль данных личностей в этом направлении.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика