Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



ЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе. Пахомий Лагофет.

лагофет

Пахомий Лагофет.

Историческая эпоха:

  • правление Василия II Темного (1425-1462);
  • правление Ивана III (1462-1505);
  • эпоха создания централизованного государства в XIV-XV веках.

 

Из биографии.

  • Учёный-монах, писатель агиограф, принимал участие в написании житий московских и новгородских святых. Умер не ранее 1484 года.
  • Биографических сведений мало. Прибыл из Афона в Новгород примерно между 1429-1438 гг. в сане иеромонаха (то есть монаха, имеющего сан священника).
  • С 1440 года перхал в Московское княжество. Жил и работал в Троице-Сергиевом монастыре. Писал жития московских святых.
  • 1441- написал «Русский хронограф», в котором дал сведения о всемирной истории и подчеркнул связь Руси с западными и южными славянами. Интерес к истории Руси и мира, определение места страны в мировой истории стало причиной тому, что уже в 15 веке началось создание хронографов. Они отличались от летописей тем, что носили повествовательный характер. Большое внимание в них уделялось не столько самим историческим событиям, сколько нравоучению. Создавая занимательные рассказы об исторических событиях, авторы стремились показать великую роль Руси в мировом процессе, прославить страну и князей, сформировать чувство патриотизма. Авторы хронографов были больше литераторами, чем историками.
  • В 1470 г. приглашён в Новгород для написания житий новгородских святых.
  • Пахомий Лагофет был образованным человеком своего времени. Хорошо владел стилем написания славянской богослужебной литературы.
  • Произведения Лагофета всегда имели определённую структуру: предисловие, основную часть, заключение. Писатель часто повторял самого себя. Так в предисловии он неизменно писал о важности прославления праздников и святых.
  • Своеобразие произведений Лагофета в том, что он часто отклонялся от исторических фактов, так как главной своей целью ставил нравоучительный смысл произведений.
  • Главное место занимали сведения о подвиге и подвижнической деятельности святых.
  • Первый труд был написан около 1440 год а- «Житие преподобного Сергия».
  • Часто писал по заказу. Известно, что сам князь обращался к нем у с просьбой написать жития святых. Это свидетельствует о том, насколько велика была потребность в обществе такого рода произведений.
Вступление.

Процесс образования единого государства сопровождался развитием культуры как основы духовной жизни страны. Большую роль в этом оказывали представители церкви, которые поддерживали деятельность князей по централизации государства по усилению  их власти, а также способствовали  усилению роли церкви на все стороны жизни государства. Одним из них был учёный-монах, писатель агиограф (то есть писатель описывающий житие святых и сочиняющий книги духовного содержания) Пахомий Лагофет, современник Василия II Тёмного и Ивана III.

Конкретные действия.

1.Пахомий Лагофет писал жития святых (московских и новгородских). Часто это происходило по заказу князя. Усиление государства, его централизация сопровождались и усилением позиции церкви в нём во всех сферах духовной жизни. Обращение к жизни святых, их подвигам, подвижнической деятельности способствовало этому. Много лет провёл Лагофет в Сергиево-Троицком монастыре в Москве, создавая свои произведения. В предисловиях он неизменно писал о важности прославления праздников и святых. Главной своей целью ставил нравоучительный смысл произведений. Первый труд был написан около 1440 год а- «Житие преподобного Сергия».

2.Большой вклад в культуру Руси внёс Лагофет и написав один из первых «Русских хронографов». Большое внимание в нём он уделял не столько самим историческим событиям, сколько нравоучению. Создавая занимательные рассказы об исторических событиях, автор стремился показать великую роль Руси в мировом процессе, прославить страну и князей, сформировать чувство патриотизма.

Вывод.

Таким образом, деятельность Пахомия Лагофета в период правления Василия II (Ивана III) имела важное значение для формирования национальной культуры, единения народа идеями патриотизма, усиления позиций церкви и князя, способствуя тем самым процессу создания единого государства.

Примечание.

Материал подойдёт при описании следующих эпох:

  • эпоха Василия II,
  • эпоха Ивана III (только говоря об Иване III НЕ НУЖНО ПИСАТЬ О ХРОНОГРАФЕ),
  • эпоха образования централизованного государства в XIV-XV веках.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

Яндекс.Метрика