Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



Правление Александра II. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование.

ал-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просвещение и образование.

 

Период правления:

1855-1881.

 

Просвещение и образование.

Проблемы в системе образования.

  • сословность политики в области образования;
  • огра­ничения в области женского образования;
  • недостаточность сред­него образования, основанного на классицизме;
  • необходимость развития отече­ственной педагогической науки;
  • потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения;
  • вопросы подготовки учителей для разного типа школ;
  • необходимость открытия школ.

Министры народного просвещения.

1853-1858 А.С. Норов
1858-1861 Е.П. Ковалевский
1861-1866 А.В .Головнин
1866-1880 Д.А. Толстой
1880-1881 А.А. Сабуров

ДАТЫ

1863-1864 – реформа народного образования.

1859 В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, к 1862 г. их насчитывалось более 300.
1861 Начало подготовки реформы начального и среднего образования.
Середина 1861 г. Введены «Временные правила», ограничивающие доступ в университеты разночинцев.
1862, 10 ноября. Учреждение гимназий для девушек, учреждение устава гимназий.
1863, 18 июня. Учреждён Университетский устав, предоставлявший автономию университетам.6 университетов:Московский,

Петербургский,

Казанский,

Харьковский,

Киевский,

Новороссийский ( в Одесе).

1864, 14 июля. «Положение о начальных народных училищах» (разрешалось открывать начальные школы общественным организациям и частным лицам но под контролем уездных и губернских училищных советов).
1864, 19 ноября. Учреждение нового Устава гимназий – введение принципа формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий; разделение гимназий на классические и реальные.
1871, 30 июля. Новый гимназический устав: сохранялись только классические гимназии.
1872, 15 мая. Учреждён устав реальных училищ, которые заменили реальные гимназии.После окончания реального училища студент мог поступить в высшее техническое образовательное учреждение, так, в это время как раз появились Московское высшее техническое училище, Петербургский технологический институт и др.
 

ВЫСШАЯ ШКОЛА.

1863 г. -  «Университетский устав»:

предоставление некоторой автономию университетам: создание Университетского совета, который руководил всей учеб­ной работой, и на котором выбирался ректор.

Частичное снятие жёстких ограничений в деятельности университетов, уста­новленных при Николае I, но оставалось подчине­ние университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения.

Женщины в университет не допускались.

В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физи­ко-математический (с естественным отделением), юридический и меди­цинский.

Открылось много новых кафедр.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА.

1864 г. —  «Устав гимназий и прогимназий»:

учреждались два типа гимназий: классические и реальные.;

цель «классических» — дать общее образование, необходимое для по­ступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения;

 «реальные гимназии» не давали права поступления в университеты.

Существовали «прогимназии» — начальная ступень гимназии. Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.

 

1864 г. —  разработано «Положение о начальных народных училищах»:

народные училища могли открываться различными правительствен­ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их.

цель народных училищ — «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро­странять первоначальные полезные знания».

предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение.

Народные училища были в ведении уездных и губернских училищных советов.

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.1860 г. — «Положение о женских училищах ведомства Министерства народно­го просвещении»:устанавливалось два типа бессословных женских училищ:

I разряда – 6 лет обучения;

II разряда – 3 года обучения.

Цель — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умст­венное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства».

Открывать училища могли частные лица и общества.

В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естество­знания и физики, чистописание и рукоделие. 

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ.

К педагогической теории и деятельности обращались многие выдающиеся люди:

Н.И. Пирогов (знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), К.Д. Ушинский,

Л.Н. Толстой и др.

Это было время интенсив­ной новаторской работы.

Началось оживленное обсуждение в прессе проблемы вос­питания человека и других педагогических вопросов: «Какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя?», и многих других.

В конце 1857 г. основывается педагогическое общество, в которое входят П.Г.Редкин ( профессор МГУ), А.С. Воронов ( педагогический деятель), И. П.Паульсон и др.

Печатные издания: «Журнал для воспитания», «Учитель» и др.)

 

Итоги деятельности Алекандра II в системе образования.

  • Начальное образование тало бессословным и доступным всем.
  • Ограничение доступа к образованию простого населения из-за его дороговизны.
  • Предоставлена относительная автономия университетам.
  • Появились не только женские гимназии, но и высшие учебные заведения для женщин.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ.

По состоянию на 1856 г., во всей Российской империи (без Царства Польского), при населении 63,8 млн чел., было всего 8227 начальных училищ с 450 тыс. учащихся, в том числе 6088 школ в Европейской России без 3 прибалтийских губерний, 1753 школы в прибалтийских губерниях, 312 школ в Сибири (из них в одной Тобольской губернии — 164).

С. И. Миропольский: «…училищ было мало, стояли пусты, многие числились лишь на бумаге; обучение в школах шло так, что народ не видел от него никакой пользы. Частные случаи благоустройства училищ оставались исключениями».

с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ.

В 1861 г. в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя четверть века число гимназий выросло в 3 раза, гимназистов стало более 70 тыс.

В целом уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе.

В 60-х гг. один учащийся приходился в ней на 135 жителей, в то время как во Франции один учащийся приходился на 11 жителей, а в Англии — на 9, в Пруссии — на 6 жителей.

По Всероссийской переписи населения 1897 г.:

  • средний уровень грамотности составлял 21,1%.
  • среди мужчин грамотных было 29,3%, а среди женщин — 13,1%.
  • грамотное население находилось в основном в крупных городах.
  • высшее образование имели немногим более 1% населения, среднее — 4%.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

Яндекс.Метрика