Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



ЕГЭ .История. Задание 25.

Задание 25. Как написать историческое сочинение?

Рекомендации

q16

Задание 25 на ЕГЭ по истории  — одно из сложных на ЕГЭ по истории. Выпускник должен продемонстрировать знание материала,  умение анализировать, сравнить, делать выводы, выражать свои мысли. До недавнего времени ФИПИ был предложен демонстрационный материал с критериями оценивания. Именно эти критерии и были ориентиром и для педагогов, и для учащихся при подготовке  к сочинению. Однако конкретных рекомендаций и предложено не было.

Наконец, в Интернете появился сборник рекомендаций для преподавателей и членов предметных комиссий  по  оцениванию всех задний с развёрнутым ответом. Составитель  —  Артасов И.А. Сборник очень удобен, конкретен, многие ответы на возникающие вопросы можно получить, ознакомившись  с ним.

Опираясь на данный сборник , предлагаю  вам своё видение того, как надо писать историческое сочинение. Пусть мои рекомендации помогут вам в подготовке к ЕГЭ.

 

Критерий 1.

 

Критерии оценивания Баллы
К1 Указание событий (явлений, процессов) 2
Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0

 

Во вступлении необходимо дать общую характеристику эпохи, назвать два события, явления, процесса. Если эксперты учитывают только два названных события, не нужно писать много. Назовите эти два. Они уже дадут вам 2 балла. Как видите, написать по такому критерию вступление несложно.

Внимание: при оценивании по К1 учитывается только указание на события, ни их описание, ни последовательность изложения — ничего это НЕ учитывается. Ваша задача: НАЗВАТЬ два события, явления, процесса и всё! Не усложняйте себе работу.

Внимание: даже если вы допустите фактическую ошибку, называя события(то есть назовёте такое, которое НЕ связано с данной эпохой), вы всё равно получите два балла при наличии двух верных событий. Ваша ошибка будет учтена в К6.

Критерий 2.

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности
в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
1
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль
в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.ИЛИПравильно названы одна-две исторические личности, их роль
в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.ИЛИПриведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

Исторические личности не названы

0

 

Далее необходимо назвать не менее двух личностей, которые связаны с данными событиями. Имейте в виду, что деятельность князя, царя, императора данного периода тоже засчитывается как пример одной исторической личности.

Внимание: необходимо показать именно их роль, результаты деятельности, а не просто назвать имена и то, какую должность они занимали, в какой орган власти входили, какой комиссией руководил и т.д. Оценивается именно знание их деятельности, что конкретно они сделали. Приводите  факты, не лейте воду.

Таким образом, в ответе должно быть названо только ДВЕ личности при описании этих двух событий ( не по две личности на каждое событие, а вообще две)

Критерий 3

К3 Причинно-следственные связи 2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1
Причинно-следственные связи указаны неверно.ИЛИПричинно-следственные связи не указаны 0

Что такое причинно — следственные связи? Как их определить?

Надо ответить на вопросы по каждому конкретному событию, явлению, процессу:

  • Почему это произошло, что стало тому причиной или предпосылкой?
  • Что произошло в итоге? К чему привело данное событие?

Так как мы приводим в пример ДВА события, то ПО КАЖДОМУ нужно написать о причинно-следственных связях.

Внимание: причинно –следственные связи устанавливаются только В РАМКАХ ДАННОГО ПЕРИОДА. Если событие началось в один период, а следствие его — в другой, то о таких причинно-следственных связях писать не надо.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: не засчитывается причинно — следственная связь, которая была уже учтена при выставлении К2.

Запомните:

К2- это описание самого события, что произошло.

К3- почему это произошло и к чему привело.

Критерий 4

К4 Оценка значения периода для истории России 1
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.ИЛИОценка значения периода для истории России не дана 0

 

При описании значения данного периода необходимо приводить обобщённые факты, отметить, какую роль сыграл весь данный период ( а не только два события, которые вы описывали) в дальнейшей истории России.

Есть два варианта описания значения периода:

  • приводить конкретные факты из истории России
  • опираться на мнения историков, на их оценку данного периода(причём засчитывается  и ответ, в котором конкретная фамилия историка НЕ указана, а написано «по мнению историков». Главное,  чтобы  такое  мнение действительно существовало)

Оба варианта будут правильными.

Запомните:  вывод должен быть КОНКРЕТНЫМ, обобщённые фразы типа «это была выдающаяся личность, сыгравшая важную роль в истории России» НЕ засчитываются (какая конкретно  роль?)

Критерий 5

К5 Использование исторической терминологии 1
При изложении корректно использована историческая терминология 1
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.ИЛИИсторические термины, понятия не использованы 0

 

Получить балл по использованию терминологии вполне возможно. История как наука имеет огромное количество терминов.

Достаточно всего ОДНОГО термина, чтобы получить один балл! А это, согласитесь, очень просто сделать.

Какие бывают термины:

  • связанные с конкретными историческими явлениями, событиями (рядовичи, стрельцы, промышленный переворот и многие другие).
  • термины, которые используются не только в истории, например, общество, государство.

Конечно, термины первой группы будут учтены однозначно, главное – знайте их значение и правильно примените в сочинении ( иначе по К6 не получите балл)

Термины второй группы могут быть использованы и учтены только в том случае, если  они действительно служат для описания данной эпохи (Древнерусское государство, феодальное общество и т.д.)

Критерий 6

К6 Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено
в сумме не менее 4 баллов
2
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2
Допущена одна фактическая ошибка 1
Допущены две или более фактические ошибки 0

 

Запомните, баллы по К6 выставляются только в том случае, если ученик по К1-К4 набрал не менее 4 баллов!

Примеры ошибок:

  • неверно названы события данного периода
  • неверно приведены в пример две личности, допущены ошибки в определении их роли, результатах деятельности, в фактах биографии
  • неправильно определены причинно-следственные связи.
  • неверно дана оценка значимости данного периода
  • допущена ошибка в фамилии историка, который дал ту или иную оценку периода (например, вместо Гумилёва Л.Н. назван Рыбаков Б.А.)
  • незнание значения термина

Критерий 7

К7 Форма изложения.1 балл по критерию К7 может быть выставлен только
в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме
не менее 4 баллов
1
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0
Максимальный балл 11

 

Запомните: балл по К7 выставляется только в том случае, если по К1-К4  ученик набрал не менее 4 баллов!

Изложение должно быть последовательным, связным, одно должно вытекать из другого.

Таковы критерии и рекомендации.

Дополнение:

  • Наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок не учитывается при выставлении баллов, хотя любую работу нужно стараться писать грамотно
  • Нормы слов в историческом сочинении нет, главное — раскрыть особенности эпохи в соответствии со всеми критериями
  • Часто выпускники интересуются, сколько  абзацев должно быть в сочинении. Давайте посчитаем.
  1. Общая характеристика эпохи.
  2. Описание первого события, роли личностей в нём и причинно-следственные связи.
  3. Описание второго события, роли личностей в нём и причинно-следственные связи.
  4. Причинно-следственные связи межлу данными событиями.
  5. Оценка данного периода

Таким образом, минимальное количество абзацев- 4.

Как готовиться к историческому сочинению (рекомендации)

  • По каждой предполагаемой эпохе желательно подготовить материал по следующей форме:

 

Эпоха

1-е событие личности роль личностей термины
2-ое событие личности роль личностей термины

 

Оценка эпохи

1.

2.

Привести не менее двух конкретных фактов, которые явились результатом , итогом событий, происходивших в данный период, оказали влияние на последующие эпохи.

Или привести точки зрения историков.

Данный материал должен быть кратким, конкретным. Это своего рода шпаргалка по подготовке к сочинению.

  • Материал по всем эпохам необходимо хорошо готовить, так как это позволит правильно ответить на все задания варианта. Однако для сочинения лучше выбрать конкретные эпохи и готовиться по ним.

Например, 18-20 век или 15-17 в.

Думаю, что на ЕГЭ обязательно будет эпоха, которую вы в рамках данного исторического периода подготовите.

Просто подготовиться к темам по всему материалу очень сложно. Ведь необходимо запомнить фамилии конкретных личностей, их вклад в историю, продумать оценку данного периода. Лучше это сделать заранее и по определённым векам.

  • И последний совет: помните, что к сочинению надо именно готовиться, целенаправленно подбирая необходимый материал. Не нужно надеяться, что на ЕГЭ вы что-нибудь, да вспомните. Это «что- нибудь» может принести вам минимум баллов.

Мельникова Вера Александровна

Яндекс.Метрика