Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.


Дионисий. Исторический портрет

Дионисий

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы жизни: ок.1440-1502(?)

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период  деятельности итальянского архитектора Аристотеля  Фиораванти,  соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий  работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.

Основные направления  деятельности Дионисия и их результаты.

  • Одним из направлений деятельности Дионисия были росписи храмов — фрески. Он проявил себя талантливым художником, тонко чувствующим колорит, цветовую гамму. Не всё сохранилось, дошло до нас. Но даже небольшая часть созданного Дионисием — свидетельство его индивидуальной, неповторимой манеры. Образы его произведений отражают духовную гармонию, представления о  Царствии Небесном.

Результатом данной деятельности стали росписи:

  • Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)
  • Успенский собор в Москве( 1481)
  • Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре: роспись церкви Успения Богоматери

(фрески не сохранились, так как собор был полностью перестроен в 17 веке)

  • Росписи и иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями Феодосием и Владимиром)

Другим направлением деятельности Дионисия стала иконопись. Он создавал и отдельные иконы, и целые иконостасы. И здесь проявились его особенности черты иконописания: произведения носили праздничный характер, даже парадность, отражая эпоху расцвета Руси. Краски светлы, фигуры изящны, а лики прекрасны. Образы чисты, смиренны, призывающие к духовному очищению.

Результат данной деятельности – множество икон, созданных мастером. Правда, дошло до нас лишь их небольшое количество. Вот некоторые из икон.

  • Сошествие в ад, 1495—1504 гг. Русский музей.
  • Распятие, 1500
  • Митрополит Алексий с житием( Третьяковская галерея)
  • Митрополит Пётр с житием (музеи Московского Кремля)
  • Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492 («Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда».
  • «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле, 1482

Таким образом, Дионисий — один из талантливых иконописцев, художников эпохи расцвета централизованного государства. Его росписи, иконы — свидетельство неповторимой, индивидуальной манеры, ставшей образцом для его последователей. Его творения — это песнь в красках, прославляющая добро и красоту. Идея величия России, восхваление её, прославление её истории – всё это сделало произведения Дионисия настоящим достоянием России и всего мира. Не случайно 2002 год,  когда исполнилось 500 лет росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ЮЕЕСКО объявило годом Дионисия.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сошествие в ад. 1495—1504 гг. Русский музей.

Сошествие в ад. 1495—1504 гг. Русский музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распятие. 1500

Распятие. 1500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексий,  митрополит Московский с житием, начало 16 века.

Алексий, митрополит Московский с житием, начало 16 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Митрополит Пётр с житием , 1480-е годы (музеи Московского Кремля)

Митрополит Пётр с житием , 1480-е годы (музеи Московского Кремля)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богоматерь Одигитрия»,  Вознесенский  монастырь  Московского  Кремля, 1482

Богоматерь Одигитрия», Вознесенский монастырь Московского Кремля, 1482

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492

Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельские сцены, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1495-1496.

Евангельские сцены, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1495-1496.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.

Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.

 

Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества Богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530—1534).

Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества Богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530—1534).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Чудотворец..Собор Рождества Богородицы (1495-1496)). Фрески Дионисия.

Николай Чудотворец..Собор Рождества Богородицы (1495-1496)). Фрески Дионисия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успенский собор в Москве.1475-79.  Автор проекта Аристотель Фиораванти.

Успенский собор в Москве.1475-79.
Автор проекта Аристотель Фиораванти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрески Дионисия в Успенском соборе.

Фрески Дионисия в Успенском соборе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голова неизвестного святого. Фреска в Соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)

Голова неизвестного святого. Фреска в Соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свято-Пафнутьев  Боровский монастырь( основан в 1448). Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Калужская область.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь( основан в 1448). Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Калужская область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика