Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"


ЕГЭ. История России. Александр II. Александр III. Материалы к историческому сочинению. Государственные деятели. Д.А.Толстой.

Толстой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы жизни:1823-1889

 Из биографии:

  • Дмитрий Андреевич Толстой – один из видных государственных деятелей России. Его деятельность связана с правлением двух императоров — Александра II и Александра III.
  • С 1865-1889- занимал должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода
  • С 1866-1880- министр народного просвещения России
  • С 1886-1889- министр внутренних дел и шеф жандармов.
  • С 1866- член Государственного совета.
  • Если при Александре II Д.А.Толстой был реформатором, то при Александре III – ярым консерватором.

Основные направления деятельности Д.А.Толстого и их результаты

 Д.А Толстой — обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1865-1889)

 

  • Церковь продолжала оставаться под контролем государства.
  • Дети священников получили право поступать в гимназии и юнкерские училища
  • Было увеличено жалованье духовным лицам

Д.А.Толстой — министр народного просвещения Российской империи (1866-1880)

  • Реформа образования была начата ещё до Д.А.Толстого. Новый министр продолжил её проведение.
  • С 1871- реформа среднего образования
  • Введение большого количества часов математики и древних языков- греческого и латинского. Был взят курс на классическую систему обучения.
  • В университеты могли поступать только те, кто окончил классическую гимназию
  • 1872- реальные гимназии преобразованы в реальные училища. В них увеличивались часы на математику и черчение и сокращались на гуманитарные предметы.
  • Многое было сделано по оснащению лабораторий в университетах.
  • Резко сократилось количество студентов, обучающихся за рубежом, чтобы воспрепятствовать распространению в России революционных идей Запада.
  • При нём были открыты многие высшие учебные заведения в России (университет в Томске в 1878, Историко-филологический университет в 1868, Московские высшие женские курсы в 1872 и др.)
  • Изменилось и начальное образование: наряду с церковно-приходскими школами стали открываться светские начальные школы, которые находились на попечении земств.
  • Особое внимание Толстой уделял распространению образования среди неправославных народов России. По его инициативе была создана система начального образования на родном языке, готовились учителя и писались учебники для национальных школ

Итогом деятельности стало значительное увеличение средних и высших учебных заведений ( почти  втрое), а низших — почти в 20 раз; заслугой Д.А.Толстого можно считать и развитие начального образования национальных меньшинств, реформирование системы начального образования.

Д.А.Толстой — министр внутренних дел и шеф жандармов

(1886-1889)

  • Выступал за сильную власть, был ярым консерватором, сторонником контрреформ.
  • 1881- «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усиливало административно- полицейский контроль. Областные и губернские власти могли вводить чрезвычайное положение на неопределённый срок. Можно было высылать неугодных лиц, закрывать учебные заведения и СМИ. При министерстве внутренних дел создано Особое совещание, которое могло без суда арестовывать подозрительных лиц до 5 лет.
  • 1882- ограничена свобода печати Временными правилами. Была восстановлена предварительная цензура.
  • За время его деятельности была раскрыта 251 нелегальная организация, в том числе и группа А.И.Ульянова. По политическим мотивам было осуждено 2851 человек

Итогом стало снижение количества выступлений народа. С середины 1880-х годов пошло на убыль и революционное движение. Снизилась и активность террористов. Было совершено всего два покушения: в 1882 году был убит прокурор Одессы Стрельников, в 1884- совершено неудавшееся покушение на Александра III.Больше до начала 20-го века террористических актов не было.

 

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно- следственные связи
Эпоха Александра II(1855-1881)  Реформирование системы народного просвещения.Причины:

  • Необходимость значительного повышения образовательного уровня народа
  • Ограничение зависимости высшего образования от Запада, создание сети высших учебных заведений в России
  • Ограничение доступа революционных идей в Россию с запада.

 Следствия:

  • Значительное расширение сети учебных заведений всех уровней
  • Значительное повышение образовательного уровня в России
  • Получение доступа к образованию малых народов
  • Совершенствование системы образования: изменение программ, предоставление автономии университетам и др.

Министром народного просвещения России в период с 1866-1881 годы был Д.А.Толстой. Именно под его началом была поведена реформа образования, введены многие изменения в систему получения образования в России.

( Примеры конкретных дел и итоги деятельности см. выше).

 

Эпоха Александра III( 1881-1894) Меры по укреплению самодержавия и общественного порядка Причины:

  • Наведение порядка в стране, проведение мер по укреплению самодержавия, что стало особенно актуальным после убийства Александра II.
  • Необходимо было пресечь любые выступления, вести усиленную борьбу с нелегальными организациями, инакомыслием.
  • Либеральный курс Александра II привёл к появлению многих печатных изданий, критикующих порядки. Необходимо было ввести жёсткую цензуру, недопустить распространение революционных идей.

 

Следствия:

  • В стране были проведены жёсткие контрреформы по укреплению порядка и усилению самодержавия.
  • Областные и губернские власти получали широкие полномочия по пресечению любых выступлений, изолированию неугодных лиц.
  • Значительно снизилась революционная активность в стране.

 

В жизнь политику контрреформ в данном направлении осуществлял министр внутренних дел и шеф жандармов Д.А.Толстой ( в 1886-1889), который был ярым консерватором и во всём поддерживал императора.

 

( Примеры конкретных дел и итоги деятельности см. выше).

 

 

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25.

На сайте можно найти материл по историческим портретам  Александра II  и Александра III и примеры исторических сочинения по их эпохам

( Александр II, Александр III).

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Яндекс.Метрика