Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"


ЕГЭ. История России. Екатерина II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Н.И. Панин

Государственные деятели. Н.И. Панин

 

Панин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы жизни:

 Из биографии:

  • Никита Иванович Панин ( 1718-1783)- русский дипломат и государственный деятель.
  • Начал свою деятельность с военной, служа в конной гвардии.
  • Привлёк к себе внимание Елизаветы Петровны в 1740 году, когда она перевела его в корнеты.
  • С 1747 года — на дипломатической службе в Дании. Именно на Западе увлёкся идеей конституционного строя.
  • В 1760 году был назначен воспитателем будущего императора — Павла Петровича
  • В 1762 году принимает участие в перевороте, приведшем к царствованию Екатерины II.
  • С 1763-1783 – служба в Военной коллегии

Основные направления деятельности Н.И.Панина и их результаты

 Деятельность в период правления Екатерины II

Проекты создания конституционного строя

  • В 1762 году он предпринимает попытку ограничения императорской власти, представив императрице проект учреждения Императорского совета и реформы Сената.
  • По проекту он предлагал дать Императорскому совету большие полномочия. В него должны были входить 6-8 министров, которые утверждали бы все бумаги, необходимые для подписи государя, то есть контролировали ли бы деятельность императора.
  • Уже в конце своей жизни он вместе с братом Петром Паниным составил конституционный проект, состоящий из двух частей. В преамбуле он объяснял, почему Россия нуждается в таком правительстве, которое опиралось бы на законы.
  • Источник власти правительства, по мнению Н.Панина, — в соглашении между народом и правителем, которого выбрал народ. Государь не может своевольно действовать, должен подчиняться законам. Если в стране государственный произвол, беззаконие, то такое государство слабо.
  • Он также подчёркивал важность частной собственности, что политическая свобода неразрывно связана с правом собственности. В проекте он писал о том, что правитель должен быть православным, но и другие религии в Росси тоже могут существовать. Много прогрессивных идей было в этом документе: о публичности судов, о порядке учреждения новых налогов и др. Интересен факт, что будущий декабрист Муравьёв в основу своей Конституции включил многие положения данного проекта.

Таким образом, Н.Панин, один из образованнейших людей своего времени (не случайно Екатерина II называла его «энциклопедией»), был сторонником передовых идей государственного устройства, которые значительно опережали время. Конечно, его идеи в период правления Екатерины2 не могли быть осуществлены. Россия не готова была к таким переломным изменениям в государственной власти. Однако его конституционные проекты ставят Н.Панина в ряд прогрессивных деятелей России.

Деятельность в Военной коллегии

  • С его именем связаны и все вопросы внешней политики с 1762 по 1783 годы. В  это время Н.Панин служил в Военной коллегии, сначала просто её членом, а  затем председателем.
  • Для налаживания отношений со странами Северной Европы Н.Панин стремился создать систему «Северного Союза», или, как ещё её назвали, «Северный аккорд». Цель данного союза: укрепить авторитет России, объединив вокруг неё страны Северной Европы, прежде всего Пруссию, Англию и Саксонию, чтобы вместе противодействовать Франции.
  • Не получалось Н.Панину подчинить влиянию России Швецию, отношения с которой оставались сложными.
  • Большое внимание он уделял отношениям с Польшей, стремясь усилить влияние России на неё. Во многом благодаря его деятельности на польский престол был возведён ставленник России Станислав Понятовский.
  • В 1768 году началась война с Турцией, к которой Н.Панин был не готов. Во всех неудачах винили именно его, в том, что Россия в этой войне осталась без союзников.

Таким образом, Н.Панин почти 20 лет занимался внешней политикой, будучи одним из важных государственных деятелей периода Екатерины II.Его деятельность была направлена на повышение авторитета России, установление дипломатических связей со странами, а также созданию союза стран, противодействующих усилению влияния Франции.

 

 

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно- следственные связи
Эпоха Екатерины II(1762-1796) Совершенствование системы государственного управленияПричины:

  • Стремление идти в ногу с Европой, способствовать созданию в России просвещённой монархии
  • Соединение идей просвещения с усилением власти императора.

Следствие:

  • Российская империя  по многим направлениям развития соответствовала духу Просвещения, прежде всего это касалось  развития культуры, образования.
  • Однако проекты ограничения власти императора, создания конституционного строя ею отвергались, так как она было сторонницей сильной власти монарха.

Среди окружения Екатерины II  выделялся своими прогрессивными идеями Н.И.Панин. Уже на второй год после прихода её к власти он предложил проект ,ограничивающий её власть.

(См. далее материал и вывод по деятельности Н.Панина выше).

Таким образом, попытки Н.Панина  внести изменения в государственный строй России не увенчались успехом. Страна оставалась неограниченной монархией.

Эпоха Екатерины II(1762-1796) Военная политика Российской империи.Цель: усиление могущества государства.

Причины:

  • Необходимость усилить позиции на юге страны, создав военный флот
  • Необходимость присоединения ряда территорий на юге для усиления обороноспособности государства в этом регионе.
  • Дальнейшее повышение международного авторитета российской империи.

 Следствие:

  • Создание Черноморского флота
  • Расширение территории на юге.
  • Дальнейшая модернизация, укрепление армии, совершенствование военного управления
  • Значительное повышение международного авторитета Российской империи.

Немаловажную роль в данном процессе сыгран Н.А.Панин, который более 20 лет прослужил в Военной  коллегии, сначала её членом, а затем председателем.

(Далее материал и вывод см. выше)

 

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25 по написанию исторического сочинения по эпохе Екатерины II.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

Яндекс.Метрика