Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"


ЕГЭ. История России. Материал к историческому сочинению по эпохе Александра II. Государственные деятели. Д.А.Милютин

Государственные деятели. Д.А.Милютин

милютин

 

 

 

 

 

 

 

 

Милютин Дмитрий Алексеевич.

Годы жизни:1816-1912

 Из биографии:

  • Военный историк, теоретик, автор и проводник военной реформы, проведённой в период правления Александра 2.
  • 1861-1881- военный министр
  • Милютин Д.А.закончил Императорскую военную академию.
  • С 1839-1844 принимал участие в военных действиях на Кавказской войне.
  • 1856-1860- начальник Главного штаба войск Кавказской армии.
  • С 1845- профессор Императорской военной академии.
  • Написал несколько научных трудов: «Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, строений, деревень и других местных предметов», «История войны» и др.
  • С 1881 года — в отставке. Писал воспоминания.

Д.А.Милютин- военный министр

( 1861-1881)

 

Военная реформа

Причины проведения

  • Крымская война показала слабое военно-техническое вооружение России
  • Неудовлетворительное качество высшего военного и офицерского состава армии
  • Управление армией не соответствовало требованиям военного времени
  • Низкая мобилизационная возможность экономики

 

Основные направления военной реформы

 

  • Реорганизация устройства и управления армии. Реорганизация Военного министерства и Генерального штаба, ставшего органом военного управления подчиненным Военному министру. Страна была разделена на 15 военных округов, в каждом — своё управление, непосредственно подчиняющееся военному министру.
  • Перевооружение армии, дальнейшее её военное оснащение. С 1859 года на вооружение была взята капсюльная винтовка. А с 1868 года — винтовкой Бердана под унитарный патрон. К войне с Турциевй1877 году вся армия мела на вооружении нарезное оружие уменьшенного калибра. С 1870 году артиллерийские бригады имели скорострельные  пушки Барановского. Русский флот впервые получил броненосцы и другие металлические корабли вместо деревянных парусников и вёсельных галер.
  • Реорганизация военного быта ( пища, жилище, обмундирование, обучение грамоте солдат). В 1863 году были отменены жестокие телесные наказания.
  • Сокращение срока службы. Он добился, ещё до реформы, сокращения срока с 25 до 16 лет. Сокращена численность армии с 2.3 млн. чел в 1856 г. до 700 тыс. чел в 1868г., но еще 500 тыс. чел. были в резерве  и  могли быть в любой момент призваны из запаса.
  • Совершенствование судебной системы: открыты новые гласные суды, в 1867 был разработан новый военно-судебный устав. Принципы: состязательность, открытость.
  • 1874- введение всеобщей воинской повинности. Служба стала обязательной для всего мужского населения с 20 лет, независимо от сословия. Срок службы для сухопутных войск- 6 лет + 9 лет в запасе. Для флота- 7 лет + 3 года в запасе. Вводились льготы для людей, имеющих образование. С высшим  служили полгода, со средним — полтора, с начальным- 4 года. Резерв армии был боевым резервом, способным в любое время пополнить армию.
  • 1874- принят воинский устав.
  • Дальнейшее развитие военного образования: с 1864 года открывались юнкерские училища , увеличилось число всех военных учреждений, повышены требования при производстве в офицеры. С 1867 года офицерские классы переименованы в военно-юридическую академию.
  • Были открыты женские военные курсы по подготовке
  • В 1870-е годы появились железнодорожные войска, а до этого с 1860-х годов началось активное строительство ж.д. дорог на западе и юге страны.

Итоги реформы:

  • Значительное усиление военной мощи Росси, что привело к победе в войне с Турцией в 1877-1878годах, успешному завоеванию Средней Азии ( в течение 13 лет была завоевана значительная территория Средней Азии и создано Туркестанское генерал-губернаторство.)
  • В России появилась массовая народная армия в достаточной степени боеспособная и мобильная.
  • Повышение международного авторитета страны.
  • Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно — следственные связи
Эпоха Александра II( 1855-1881) Внутренняя политика Александра 2.Проведение военной реформы

Причины:

  • Слабость армии, проявившаяся в поражении в Крымской войне, стало одной из важнейших причин проведения реформы
  • Необходимость повышения международного  авторитета  России.

 Следствие:

  • Значительное усиление военного потенциала России, боеспособности арии и флота
  • Победа России в русско-турецкой войне 1877-1878г. , территориальные присоединения Средней Азии.
  • Усиление международного авторитета страны.

Роль Милютина Д.А.

Будучи военным министром в течение 20 лет при Александре 2, он сыграл значительную роль в подготовке и проведении военной реформы. Именно ему принадлежа идея введения всеобщей воинской обязанности в 1874 году, он был инициатором перевооружения  армии, сокращения срока службы, создания значительного  резервного запаса войск

Д.А.Милютин имел профессиональный и моральный авторитет в обществе,  его во всём поддерживал император. Успех его реформы во многом зависел именно от поддержки верховной власти. Не все положения реформы были доведены до конца, смена императора  стала одной из причин этого. Но, несомненно, Д.А.Милютин- один из выдающихся государственных деятелей России, сумевший своей деятельностью поднять авторитет армии, повысить её военную и техническую мощь.

 

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

Яндекс.Метрика