Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.


Март 1801- май 1812 .Материал к историческому сочинению

Март 1801- май 1812

Материал к историческому сочинению

%d0%b8%d0%bf1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 1801- май 1812 года- это первый период правления Александра I до войны 1812 года.

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

  • Деятельность Негласного комитета, 1801-1803(П.А.Строганов, В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, А.А.Чарторыйский)
  • Создание министерств в 1802 г.
  • Решение крестьянского вопроса( 1803- Указ « О вольных хлебопашцах»)
  • Создание Государственного совета в 1810- высшего совещательного органа страны
  • Развитие водного транспорта ( 1810-1811- создание Мариинской и Тихвинской системы каналов)
  • Реформа образования
  • Создание военных поселений. 1810
  • Активная внешняя политика: война с Ираном( 1804-1805), присоединение Азербайджана; война с Турцией ( 1806-18132)(+Бессарабия); со Швецией ( 1808-1809), присоединение Финляндии; участие в антинаполеоновских коалициях.

Примечание

Материал по перечисленным направлениям можно найти на историческом портрете Александра 1 на данном сайте, а также на сайте poznaemvmeste.ru

 

 

Дать общую характеристику данного исторического периода. Привести не менее двух событий (явлений, процессов).

Период правления Александра I условно можно разделить на два этапа. Март 1801- май 1812 года-  это первый, либеральный период правления, который характеризуется стремлением АлександраI  провести реформирование практически во всех сферах жизни общества. В заслугу политики императора можно привести такие его действия, как принятие Указа о вольных  хлебопашцах в 1801 г., создание министерств в 1802 году , учреждение  Государственного совета в 1810 году, удачная внешняя политика. Остановлюсь на двух,  на мой взгляд, очень важных событиях данного периода правления императора.

 

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с данными событиями, охарактеризовать их роль в них.

Важнейшим указом Александра I стал указ о создании министерств в 1802 году. Каковы причины его появления? Коллегии, созданные Петром I, уже не могли решать насущные вопросы времени, их деятельность устарела. Необходим был государственный орган, в котором руководитель был бы  лично ответственным человеком за принятия решений. Таким государственным чиновником становился министр, который сам докладывал императору о своих решениях и действиях. Следствием принятия указа стало создание системы министерств (их было 8: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, народного просвещения, финансов, юстиции), каждое министерство и мело чёткий круг обязанностей. Создан Кабинет министров, который координировал деятельность министерств. Возглавляли министерства талантливые люди. многие из которых — друзья и соратники императора.

Так, министерство внутренних дел в 1802 году возглавил член Негласного комитета В.П.Кочубей. Он высказывал такие мысли ,как необходимость освобождения крестьян  с землёй, он одним из первых в период правления Александра выдвинул мысль  о необходимости разделения властей, но с сохранением самодержавия. Его министерство ведало экономикой и транспортом, он большое внимание уделял развитию вновь присоединённых к России земель на юге (Новороссии, особенно Одессы). В.П. Кочубей умел видеть талант и способности чиновников. Именно он заметил молодого тогда Сперанского, пригласив его в своё министерство. Современники по-разному оценивали способности министра — от уважения к его умению руководить новым министерством до ограниченности, которая скрывалась под внешним лоском(Вигель). Одно несомненно: он вошёл в историю России как первый министр внутренних дел, ближайший соратник молодого императора.

Большое внимание Александр I уделял образованию. Воспитанный в век Просвещения — век Екатерины II,  будучи сам образованным человеком, придя к власти, император провёл реформу образования. Причины проведения реформы: необходимость повышения уровня образования в стране, совершенствования всей системы образования, так как старая уже не могла решать данные вопросы.

Основные положения реформы: создание 4-х ступенчатой системы бесплатного всесословного образования, предоставление автономии университетам по указу 1804 г., по которому университеты могли самостоятельно выбирать ректора и профессоров, иметь собственный суд и прочее. При Александре 1 открылось сразу несколько университетов: Дерптский, 1802, Виленский, 1803, Харьковский и Казанский ,1804.Нельязя не вспомнить и открытие в 1811 году Царскосельского лицея, призванного воспитывать элиту общества. В 1802 году было создано Министерство народного образования. Следствием проведения реформы стало значительное повышение общего уровня образования в стране, подготовка высококлассных специалистов, что сказалось на развитии страны в целом. Однако были и негативные результаты. Так, школы на селе должны были открывать помещики, что не было в их интересах. Крепостное право тормозило и эту реформу. Не случайно во втором периоде правления, Александр I разочаровался в создании единой системы образования подданных и ограничился воспитанием в духе учения церкви.

Указать не мене двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями в рамках данного периода.

 

Проведение реформ Александром I вызвано рядом причин:

  • Кризис феодальной системы, необходимость развития по капиталистическому пути- с этим были связаны поиски решения крестьянского вопроса
  • Необходимость совершенствования системы государственного управления, которая бы соответствовала новому времени, его запросам
  • Дальнейшее развитие культуры, стремление удержаться на позициях цивилизованной и культурной страны, какой стала Россия в период правления Екатерины II
  • Повышение международного авторитета, усиление военной мощи в период надвигающейся угрозы наполеоновского нашествия.

Следствием реформ Александра I стало значительное усиление экономики, создание продуманной системы управления страной, усиление мощи страны, что сказалось в период войны с Наполеоном в 1812 году, когда Россия не только защитила свою независимость, разгромив врага, но и стала решающей силой в освобождении всей Европы от Наполеона.

Оценка событий (явлений, процессов )данного периода на дальнейшую историю России, используя исторические факты и (или) мнение историков.

 

Историческая оценка данного периода неоднозначна. С одной стороны, Александром I было проведено масштабное реформирование многих сфер общества( реформа государственного управления, образования, начато реформирование армии, экономики, решение крестьянского вопроса). Но с другой, реформы носили половинчатый характер, не был до конца решён крестьянский вопрос, положение народа оставалось по-прежнему тяжёлым, реформы не привели к каким-либо значительным изменениям в общественно-политическом строе страны, хотя проектов было предложено императору несколько. Однако несомненно, что деятельность Александра I и его сподвижников — членов Негласного комитета — подготовила победу над Наполеоном в 1812 году.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Статья помещена 21.09.2016

Яндекс.Метрика