Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.



1741-1761. Историческое сочинение

1741-1761. Историческое сочинение

Эпоха правления Елизаветы Петровны

з21

 

 

 

 

 

 

 

МГУ. Основан в 1755 М.В.Ломоносовым

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

  • Совершенствование государственного управления: упразднение Кабинета министров, восстановление роли Сената, создание Конференции при Высочайшем дворе.
  • Экономические реформы.
  • Развитие культуры.
  • Проведение продворянской политики, дальнейшее усиление крепостничества.
  • 1741-1743- война со Швецией, присоединение по Абосскому миру восточной части Финляндии.
  • Участие в Семилетней войне ( 1657-1762)

Общая характеристика эпохи

Период правления Елизаветы Петровны характеризуется  продолжением политики Петра 1, стремлением усилить мощь государства, вернуть ему величие и международное признание, которое было при Петре 1, а также дальнейшим  усилением самодержавия. Основание первых русских банков — Дворянского и Купеческого, восстановление роли Сената, открытие первого в России университета в 1755 году, публичного театра Ф.Волковым в 1750-е годы, присоединение Финляндии — это наиболее значимые события данного периода. Остановлюсь на двух из них.

Дать общую характеристику данного исторического периода. Привести не менее двух событий (явлений, процессов).

 

Исторические события (явления, процессы)

Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах)

 

1.Открытие первого в России Московского университета в 1755 году.

Данное событие хочется выделить как одно из важнейших этого периода. Эпоху правления Елизаветы Петровны можно назвать и эпохой М.В.Ломоносова — видного учёного своего времени. Человек энциклопедических знаний, много сделавший в ряде наук — как гуманитарных, так и естественно-математических, М.В.Ломоносов был одним из инициаторов и активных участников  при создании   университета. В стране к этому времени существовала довольно разветвлённая сеть учебных заведений, образованию всегда уделялось немалое внимание. Однако высшее образование дети дворян в основном получали за границей, Академия наук в Санкт-Петербурге,  открытая по проекту Петра 1 в 1725 году, не справлялась с возложенными задачами. Поэтому причинами открытия университета было стремление подготовки собственными силами людей с высшим образованием, деятельность которых была бы посвящена России, а также создание условий для дальнейшего развития наук. Кроме того, наличие университета значительно повышало международный статус страны как цивилизованной, просвещённой.

М.В.Ломоносов составил проект будущего университета: в нём  было  три факультета( философский, медицинский и юридический), 12 преподавателей Ломоносов М.В.сам лично приглашал для работы. При университете планировалась гимназия, выпускники которой становились студентами университета. Первой ступенью обучения был философский факультет, а далее студенты выбирали, на каком факультете продолжат обучение. Особенностью МГУ было отсутствие богословского факультета, так как в России было достаточно духовных  учреждений. М.В.Ломоносов составлял программы предметов, сам читал лекции студентам. Заслуга его огромна. Во многом помогал М.В.Ломоносову фаворит императрицы — И.И.Шувалов, поддержала его и Елизавета Петровна.

Следствием  деятельности М.В.Ломоносова стало открытие в 1755 году МГУ, профессиональная подготовка кадров с высшим образованием ,развитие науки. Не случайно университет носит имя величайшего своего создателя.

2.Экономические реформы Елизаветы Петровны.

Экономика — фундамент развития общества. Елизавета Петровна уделяла большое внимание её развитию, усилению экономической мощи страны. Причинами этого стал экономический упадок, к которому пришла страна в период предшествующего правления Анны Иоанновны и её фаворита Бирона, разоривших страну. По многим показателям экономического развития Россия отставала от запада. Необходимо было многое совершенствовать в экономическом развитии страны.

Большую роль в данном процессе сыграл фаворит императрицы — И.И.Шувалов. Это был один из просвещённых людей своего времени, оказавших огромное влияние на развитее культуры России. Однако он многое сделал и для экономического усиления страны. Именно по его инициативе и непосредственном участии был принят новый Таможенный устав в 1754г., отменены внутренние пошлины — всё это способствовало развитию отечественной экономики, всероссийского рынка,  поддержке местного производителя — это называется политикой протекционизма. Кроме того, были учреждены Дворянский и Купеческий банк, что позволяло брать кредиты для развития производства.

Следствием данной работы стало значительное улучшение экономики, повышение показателей, развитие экспорта продукции. Заметно увеличивались объёмы промышленной продукции: металлургическое производство, лёгкая промышленность. Во многом в этом заслуга И.И.Шувалова, к дельным советам которого императрица  всегда прислушивалась.

Указать не мене двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями в рамках данного периода.

 

Между двумя данными событиями имеются причинно-следственные связи.

Причинные связи:

  • И открытие университета, и развитие экономики должны были усилить могущество страны : собственные кадры с высшим образованием – служить на славу Отечества, экономические преобразования  — создать условия для движения по прогрессивному пути развития.
  • Необходимо было повысить международный авторитет страны как мощной экономической страны, имеющей хорошую научную базу, учреждения, готовящие собственные кадры специалистов.

Следственные связи:

  • Открытие МГУ, экономические преобразования значительно усилили мощь и величие России.
  • В глазах западных стран Россия становилась одной из мощных, сильных, развитых, просвещённых стран мира, значительно повысился её авторитет в мире.

Историческая оценка значимости данного периода для истории России

Эпоха правления Елизаветы Петровны — славная страница истории России. Историки оценивают его как период, когда продолжались проекты Петра 1 по усилению могущества страны , её международного авторитета. Значительно расширилась территория России (в результате войны 1741-1743 со Швецией была присоединена восточная часть Финляндии). Это был расцвет культуры: открытие МГУ, первого публичного театра Ф.Волковым в 1750г., Академии художеств в 1757,  активное градостроительство.

Однако продолжалась политика усиления самодержавия, ужесточения крепостного гнёта ( например, по указу 1760 г. помещики могли ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и следствия). Но в то же время Елизавета Петровна в период своего правления не подписала ни одного смертного приговора, отменив смертную казнь  в 1756г.

Несомненно, деятельность Елизаветы Петровны стала той базой, на которую впоследствии будет опираться Екатерина 2.

 Материл к историческому сочинению по периоду правления Елизаветы Петровны можно найти здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Яндекс.Метрика